вторник, 1 мая 2012 г.

Зажигание по стробоскопу

Использование стробоскопа для диагностики зажигания Таврии...
На крышке ремня ГРМ находятся две метки: М3 и ВМТ. На шкиве коленвала есть метка в виде насечки. Идея в том, что в момент вспышки стробоскопа метка на шкиве должна быть видна около метки М3.



Я использовал простенький стробоскоп Multitronics SC10, который подключается к клемме К катушки зажигания. Т.е. он дает вспышку в моменты искры в каждом цилиндре. Поскольку моменты искры в цилиндрах разнесены во времени (по углам коленвала), мы будем видеть только одну метку, соответствующую искре в первом цилиндре.



Стробоскоп удобно размещается в зазоре между кузовом и крышкой ГРМ. Яркость достаточная, чтобы работать солнечным днем в тени.

Для того, чтобы было хорошо видно метку удобно шкив в окрестности метки натереть мелом, а саму метку подрисовать углем сгоревшей спички. Тогда на яркой полоске шкива метка будет черной и хорошо различимой. 

На холостых оборотах двигателя смотрим расположение метки шкива относительно метки М3. В теории они должны совпасть. Однако, этот начальный угол опережения может зависеть от конкретного двигателя и бензина. И после выставления зажигания на ходу "по детонации" эти метки могут не совпасть. 

Нужно проверить стабильность метки, часто она "прыгает", что указывает на люфты трамблера, его привода или ГРМ. Затем рукой плавно добавляем газ приводом дроссельной заслонки и смотрим, чтобы метка плавно смещалась по шкиву против часовой стрелки и при сбросе газа плавно возвращалась назад.

Если метка не "прыгает", не двоится, а стабильно стоит на заданных оборотах, можно приклеить на шкив шкалу градусов и оценить работу центробежного и вакуумного регулятора трамблера. Шкалу можно скачать здесь (нарисовал ее в Corel Draw, диаметр шкива брал 143 мм, для ВАЗ тоже пойдет), распечатать на принтере, вырезать ножницами и приклеить как показано на фото ниже. Клеить нужно по правую сторону от метки на шкиве.

Добавляя рукой газ можно видеть угол, на который отклонится метка шкива от метки ВМТ. Глядя на тахометр можно проверить характеристику центробежного и вакуумного регулятора трамблера.



Мое мнение, что для диагностики системы зажигания удобно использовать стробоскоп, однако выставлять по нему зажигание практически не реализуемо из-за того, что для каждого двигателя, трамблера, бензина зажигание все-равно придется выставлять на дороге по детонации.